29 октября на сайте Федеральной налоговой службы было опубликовано информационное сообщение, разъясняющее, что переход на ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион» никоим образом не затрагивает привычную работу налогоплательщиков.
Процесс внедрения разработанного ФГУП ГНИВЦ приемного комплекса «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион» (ГПР), предназначенного для приема, хранения и первичной обработки деклараций и документов в электронном виде, был запущен еще в 2007 году ( Приказ ФНС от 04.04.2007 г. № ММ-3-25/194@ ). В соответствии с письмом ФНС от 09.04.2009 № МН-22-6/270 на ГПР были переведены крупнейшие налогоплательщики (с КПП 50). В настоящее время перевод налогоплательщиков на ГПР продолжается.
Как подчеркивается в информационном сообщении, размещенном на сайте ФНС, переход на ГПР не меняет порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде через специализированного оператора связи и не затрагивает интересов налогоплательщиков.
Отчетность «напрямую» («безоператорная отчетность») и переход на «ГНИВЦ Прием-Регион» – есть ли взаимосвязь?
Внедрение ГПР стало причиной активизации деятельности недобросовестных компаний, которые призывают налогоплательщиков, часто от лица Федеральной налоговой службы, переходить на так называемый «прямой» способ сдачи отчетности, то есть без участия спецоператоров.
В связи с этим хочется отметить несколько моментов:
Вступление в силу Приказа ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7−6/534@ не отменяет действие Приказа №БГ-3-32/169 от 2 апреля 2002 года, который остается основным документом, регулирующим область взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в плане электронной отчетности. Данный приказ однозначно определяет спецоператора как неотъемлемого субъекта этого взаимодействия.
Не существуют нормативных актов, регламентирующих «прямую» сдачу деклараций.
Спецоператор — организация, имеющая соответствующие лицензии, уполномоченная региональным контролирующим органом на организацию системы защищенного электронного документооборота хозяйствующих субъектов и этого контролирующего органа.
Специализированной оператор поддерживает работоспособность сервера, на котором установлено все программное обеспечение, необходимое для работы в системе, и обеспечивает своевременное обновление этого программного обеспечения. Осуществляет подключение и абонентское обслуживание пользователей и контролирующих органов на определенной территории.
Спецоператор в процессе документооборота выступает в качестве третьей стороны, выдавая налогоплательщику юридически значимый документ, где фиксируется дата и время отправки отчетности (документ «подтверждение даты отправки»). Только этот документ является значимым в суде в случае возникновения спора налогоплательщика с налоговым органом о своевременности представления декларации.
Ситуацию прокомментировал Антон Сабитов, менеджер проекта «Контур-Экстерн» компании СКБ Контур:
«Система «Контур-Экстерн» начиная с 2008 года позволяет успешно отправлять отчетность налогоплательщиков на ГПР, и для налогоплательщика процесс перехода на данный приемный комплекс будет незаметен. Однако в последнее время стали нередки случаи, когда к абонентам системы «Контур-Экстерн» обращаются представители так называемой «безоператорной» технологии с целью принудить пользователей перейти на «прямой» способ сдачи отчетности, аргументируя это новыми правилами представления электронной отчетности. Налогоплательщикам необходимо знать, что такого рода организации действуют вне правового поля и не имеют никакого отношения к Федеральной налоговой службе».