В предыдущей статье, посвященной скидкам (см. «Скидки покупателям: варианты учета»), Альбина Островская, ведущий налоговый консультант консалтинговой компании «Такс Оптима», рассмотрела различные варианты предоставления скидок покупателям. В этой статье она подробно разбирает тонкости применения нормы, которая позволяет продавцам относить на расходы скидки, предоставленные покупателям вследствие выполнения ими тех или иных условий договора. Практика и многочисленные разъяснения чиновников показали, что учесть скидку можно далеко не в каждом случае.
Вводная информация
С 2006 года действует норма, согласно которой продавец может включить в расходы скидку, предоставленную покупателю вследствие выполнения определенных условий договора (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Казалось бы, теперь споров с проверяющими у налогоплательщиков быть не должно. Но как показывает практика, такие споры возникают. И на деле выясняется, что в некоторых случаях применять данную норму слишком рискованно.
Скидка по продовольственным товарам
Продавцам продовольственных товаров следует с особой осторожностью прибегать к системе поощрения покупателей путем предоставления скидок.
Дело в том, что с 1 февраля 2010 года вступил в силу закон, регулирующий область торговых отношений – Федеральный закон от 28.12.09 № 381-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 9 этого закона, стороны договора поставки продовольственных товаров могут заключить соглашение, где предусмотрят включение в цену товара вознаграждения, выплачиваемое покупателю, если он приобретет у продавца определенное количество продовольственных товаров. Размер вознаграждения должен быть согласован сторонами договора и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Вознаграждение, как гласит закон, не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Данной нормой не преминули воспользоваться чиновники. В своих письмах они стали пояснять, что в целях налогообложения прибыли можно учитывать только те премии (скидки), предоставление которых не противоречит законодательству РФ. Поэтому если скидка превышает 10-процентный «лимит» или предоставляется за выполнение других условий (то есть не зависит от количества приобретаемых товаров), то отнести ее на расходы не получится. Подобные выводы можно встретить в письмах Минфина России от 11.10.10 № 03-03-06/1/643, от 30.07.10 № 03-03-06/1/499, от 12.04.10 № 03-03-06/1/251. Между тем, с таким утверждением можно поспорить, ведь НК РФ не содержит ограничений в части отнесения сумм скидок на расходы. Следует заметить, что арбитражная практика по данному вопросу на сегодняшний день еще не сложилась, поэтому предсказать, какую позицию займут суды по этому вопросу сказать пока сложно.
Скидка за своевременную оплату товара
Бывает, что продавец предлагает скидку покупателям за своевременную оплату товаров. Таким образом, данные действия направлены не на рост объемов продаж, а на борьбу с просроченной дебиторской задолженностью. Может ли организация учитывать подобные скидки для целей налога на прибыль?
На наш взгляд, включать подобные премии в расходы для целей налогообложения слишком рискованно. Ведь не стоит забывать, что одним из основных условий для признания расхода является его экономическая обоснованность и направленность на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). А своевременно оплачивать товар есть основная обязанность покупателя, которая четко прописывается в договоре (ст. 454, 486 ГК РФ). И за нарушение этой обязанности существует штраф в виде уплаты процентов (п. 3 ст. 486 НК РФ). То есть мотивация выполнения сроков по оплате товара должна появляться у покупателя не в силу того, что он получит за это премию от продавца, а в силу того, что за нарушение ему придется нести ответственность в виде уплаты процентов.
К тому же продавец в любом случае получит свой доход (в виде оплаты товара), в первую очередь, потому, что покупатель должен выполнить свою обязанность по оплате товара вследствие наличия условия об оплате в договоре. И нести дополнительные издержки по получению дохода, который продавец и так получит, нецелесообразно, то есть такие издержки вряд ли будут считаться направленными на получение дохода.
Однако при этом стоит помнить о том, как на заданный нами в начале главы вопрос ответили специалисты Минфина. «Если условиями договора, заключенного между продавцом и покупателем, предусмотрена выплата премии покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора без изменения цены товара, то указанные затраты могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организации в составе внереализационных расходов на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ» (письмо от 24.06.08 № 03-03-06/1/365). Надо полагать, что «финансисты» не увидели ничего предосудительного в том, чтобы отнести на расходы скидку, предоставленную за своевременную оплату товаров.
Данное разъяснение, безусловно, на руку налогоплательщикам, но мы считаем, что обольщаться не стоит. Во-первых, письмо достаточно старое, поэтому не исключено, что мнение Минфина РФ на сегодняшний день поменялось. Во-вторых, чиновники из налогового ведомства занимают иную позицию, о чем свидетельствует письмо УФНС по г. Москве от 01.09.09 № 16-15/091213. Налоговики четко заявили, что расходы в виде премии организации - покупателю за своевременную оплату им поставленного поставщиком товара не учитываются организацией - поставщиком в целях налогообложения прибыли как не соответствующие положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Скидки за полную предоплату
А можно и считать обоснованной скидку покупателю за то, чтобы он оплатил товар раньше срока, предусмотренного договором, или за внесение полной предоплаты?
Мы считаем, что в таких ситуациях скидка экономически оправдана и продавец может учитывать ее в расходах при расчете налога на прибыль. Ведь подобные выплаты стимулируют покупателей как можно быстрее перечислить денежные средства продавцу. То есть по договору срок оплаты еще не наступил, а продавец уже получает деньги. Это способствует быстрому притоку, а значит, обороту средств, и, следовательно, в конечном итоге, прибыль компании может возрасти.
Скидка по договору оказания услуг
Отдельного внимания заслуживают скидки, предоставляемые не в сфере торговли, а в сфере оказания услуг или выполнения работ. Дело в том, что в подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ говорится про скидки, предоставленные продавцом покупателю. При оказании услуг или выполнении работ таких субъектов как «продавец» и «покупатель» не возникает, есть только заказчик, подрядчик (исполнитель услуг). Соответственно, вопрос: можно ли включать в расходы скидки, которые предоставляет исполнитель услуг или подрядчик?
Формально, учитывая буквальную трактовку указанного выше подпункта, исполнители услуг или подрядчики работ, не имеют право применять положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ. И об этом неоднократно говорили чиновники (письмо Минфина России от 28.02.07 № 03-03-06/1/138). Однако не нужно забывать, что перечень внереализационных расходов является открытым. И, согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ, «другие обоснованные расходы» организации могут учитывать в составе внереализационных. Надо сказать, что по этому основанию даже чиновники разрешают относить скидки по «неторговым» операциям на уменьшение налогооблагаемой прибыли (письма Минфина России от 31.01.11 № 03-03-06/1/40, от 09.04.10 № 03-03-06/1/248).
Информация предоставлена БухОнлайн.ру