Сегодня очень распространены сделки, в которых участвуют поставщик, оптовик и клиент, а товар доставляется транзитом от поставщика клиенту, минуя склад оптовика. Но действующие формы первичных документов не приспособлены к подобным операциям, что порождает множество проблем для всех участников транзита. Мы рассмотрели возможные варианты заполнения основных документов для случая, когда транзитные поставки не выходят за пределы РФ.
Вводная часть
В сделке оптовой купли-продажи участвуют три стороны: поставщик, оптовик и конечный покупатель. Сама купля-продажа проходит в два этапа. На первом этапе оптовик приобретает товар у поставщика, то есть право собственности переходит от поставщика к оптовику. На втором этапе оптовик продает товар покупателю, и право собственности переходит от оптовика к покупателю. По сути два этапа – это две самостоятельные сделки, и на каждую нужно оформить свой комплект документов.
При этом нередко случается, что все участники находятся в разных городах или даже в разных регионах. Тогда товар чаще всего доставляется транзитом от поставщика к конечному покупателю, минуя склад оптовика. Соответственно, транспортировка оформляется единым документом.
В итоге получается, что операций по купле-продаже две, а операция по доставке одна. В связи с этим бухгалтеры часто путаются, как правильно заполнить «первичку» по транзитным операциям. Рассмотрим в отдельности каждый документ.
Накладная по форме ТОРГ-12
Таких накладных две: по одной поставщик реализует товар оптовику, по второй оптовик реализует товар конечному покупателю.
К сожалению, форма ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) не предназначена для транзитных поставок. Поэтому нет единого мнения относительно того, как правильно заполнять ее в описанной ситуации. Мы предлагаем вариант, который не противоречит нормативам, и к тому же является наиболее удобным с точки зрения практического применения.
Поставщик реализует товар оптовику
Накладную ТОРГ-12 выписывает поставщик. Свое название, адрес и прочие реквизиты он помещает в строку «Поставщик». Адрес и реквизиты оптовика указывает в строке «Плательщик».
Кто будет значиться в троке «Грузоотправитель», зависит от условий договора между поставщиком и оптовиком. Если по условиям договора право собственности на товар в момент отправки не перешло к оптовику, то в качестве грузоотправителя поставщик указывает себя. Если с момента отправки владельцем груза стал оптовик, то грузоотправителем должен числиться оптовик.
В строке «Грузополучатель», по нашему мнению, должны стоять наименование и реквизиты оптовика. На первый взгляд это кажется не логичным, ведь пункт разгрузки товара – склад конечного покупателя, а не оптовика. Но поскольку конечный покупатель не является стороной сделки между поставщиком и оптовиком, его не нужно упоминать и в накладной ТОРГ-12.
В строке «Основание» следует отразить номер и дату договора, заключенного между поставщиком и оптовиком.
Оптовик реализует товар конечному покупателю
Накладную ТОРГ-12 выписывает оптовик. Свое наименование, адрес и реквизиты он указывает в строке «Поставщик», а название и реквизиты конечного покупателя – в строке «Плательщик».
В строке «Грузоотправитель» надо отразить сведения об оптовике, а в строке «Грузополучатель» – о конечном покупателе.
В строку «Основание» нужно занести дату и номер договора, подписанного оптовиком и конечным покупателем.
Альтернативный вариант заполнения накладной ТОРГ-12
Существует мнение, что в накладной, выписанной при реализации поставщиком оптовику, и в накладной, выставленной оптовиком конечному покупателю, сведения о грузоотправителе и грузополучателе должны совпадать. В обоих документах в качестве грузоотправителя нужно указать поставщика, а в качестве грузополучателя – конечного покупателя.
В полях «Отпуск груза разрешил» и «Отпуск груза произвел» в обеих накладных должны стоять отметки поставщика, а в графе «Груз получил грузополучатель» – отметка конечного покупателя.
Подобный способ вполне допустим, к тому же его одобряют некоторые суды (см, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.06.11 № А44-4370/2010). Однако на практике он вызывает сложности. Во-первых, конечному покупателю приходится дважды ставить отметки о получении одного и того же груза, и он зачастую отказывается это делать. Во-вторых, конечный покупатель видит накладную, выписанную поставщиком на имя оптовика, и, как следствие, знает оптовые цены. По понятным причинам такой вариант для оптовика неприемлем.
Счет-фактура
Поставщик обязан выставить счет-фактуру и указать в роли продавца себя, а в роли покупателя – оптовика. В свою очередь оптовик тоже должен выставить счет-фактуру, где продавцом будет значиться он сам, а покупателем – конечный покупатель.
Кого следует отразить в роли грузоотправителя и грузополучателя? Однозначного ответа нет, потому что определения грузоотправителя и грузополучателя в Налоговом кодексе отсутствуют. Мы полагаем, что в счетах-фактурах следует повторить данные, указанные в одноименных строках накладных ТОРГ-12. Это позволит сделке выглядеть более прозрачной в глазах инспектора.
Товарно-транспортная накладная
Наибольшее количество проблем при транзитных поставках возникает из-за транспортных документов. Так как одним из самых распространенных способов перевозки является доставка автотранспортом, рассмотрим подробно, как оформляется «первичка» для этого варианта.
При автоперевозках необходимо составить товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т (утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). К сожалению, данный бланк тоже слабо приспособлен к нюансам транзитных операций.
Если оформлять 1-Т по всем правилам, то строки заполняются следующим образом.
В строке «Плательщик» числится оптовик. Кого поставить в строку «Грузоотправитель», зависит от момента перехода права собственности. Если в момент отправки товара его собственником стал оптовик, то он и будет указан в данной строке. Если после отправки владельцем остался поставщик, то в строке «Грузоотправитель» будет значиться поставщик.
Заполнение строки «Грузополучатель» зависит от того, кто фактически принимает товар на складе конечного покупателя. Если этим занимается сам покупатель, то указать нужно именно его. Если же разгрузку производит представитель оптовика, то в качестве грузополучателя следует указать название, адрес и телефон оптовика.
В любом случае в поле «Пункт погрузки» должен стоять адрес поставщика, а в поле «Пункт разгрузки» – адрес конечного покупателя.
Однако многие оптовики отказываются от подобного способа оформления ТТН. Основная причина в том, что данный способ позволяет конечному покупателю ознакомиться с оптовыми ценами и без труда рассчитать, какую прибыль получил оптовик.
В жизни, как правило, практикуются два альтернативных варианта оформления 1-Т. Сразу оговоримся, что ни один из них нельзя назвать абсолютно законным и безопасным.
Первый вариант: перевыставить 1-Т
Суть в том, чтобы вместо одной товарно-транспортной накладной оформить две. Первую составляет поставщик и указывает в ней оптовые цены. Вторую заполняет оптовик, но вместо оптовых цен указывает отпускные. При этом сведения о пунктах погрузки и разгрузки, а также номере машины, оптовик переписывает из первой ТТН.
Затем в задачу поставщика входит сделать так, чтобы конечный покупатель получил не первую, а вторую накладную. Как правило, представитель компании-поставщика встречает машину и меняет документы.
У данного метода есть существенный недостаток. Если сотрудники ИФНС проведут встречную проверку, то от поставщика они получат первый вариант товарно-транспортной накладной, а конечный покупатель предъявит им другой вариант того же документа. Скорее всего, инспекторы сочтут это признаками налоговой схемы и не подтвердят расходы и вычеты НДС.
Второй вариант: не указывать цены
Некоторые оптовики договариваются с поставщиками, и в товарной части ТТН указывают только наименование и количество товара. При этом графы, предназначенные для цены и суммы, оставляют пустыми.
Такой вариант представляется нам менее рискованным, поскольку, в отличие от способа с заменой ТТН, не наводит на мысли о необоснованной налоговой выгоде. Однако и здесь есть свои недостатки, а именно отсутствие в первичном документе денежного измерителя хозяйственной операции. Вполне вероятно, что налоговики при проверке не оставят это без внимания и аннулируют расходы на доставку.
Информация предоставлена БухОнлайн.ру